Экономический портал: бизнес, финансы, инвестиции

Для определения целесообразности проведения конкурсных торгов, конечно же, нужна методика, которая содержит не общие слова призывающие к большей "прозрачности", открытости, конкуренции, снижению уровня злоупотреблений, а конкретные процедуры и формульные зависимости сравнения предполагаемых совокупных затрат на закупки по выбранному варианту проведения тендера с затратами некоторого базового варианта закупок (не обязательно тендерного).

При этом методика должна дать ответы на следующие вопросы.

Какой вариант механизма выбора поставщиков может быть принят базовым и почему? 

Как учесть количественно степень влияния на эффективность базового варианта, реализуемого службами закупок, следующих факторов:

  • укомплектованность служб закупок квалифицированными кадрами; 
  • уровень их обеспеченности достоверной информацией о состоянии и тенденциях изменения конъюнктуры рынков, на которых намечено проводить закупки; 
  • уровень обеспеченности потенциальных поставщиков и закупающей организации средствами оперативной связи; 
  • уровень методологического, методического, организационного, экономико-математического и программно-технического обеспечения процесса закупок; 
  • уровень мотивации в повышении эффективности закупок как персонала, непосредственно их реализующего, так и руководителей?

Указанные факторы оказывают существенное влияние на эффективность закупок. Так, слабая укомплектованность служб закупки специалистами высокой квалификации нередко приводит к их замещению персоналом, способным лишь формально проводить процедуры конкурсных торгов. Например, в США (не самой забюрократизированной стране) использование методологии контрактной (базирующейся, в основном, на конкурсных торгах) системы организации государственных закупок привело к тому, что "работники Федеральной контрактной системы в большинстве своем стали экспертами по процедурным вопросам, а не специалистами по закупкам со знаниями рынка и закупаемых товаров".

Мировой опыт свидетельствует, что при закупках товаров для госнужд вряд ли можно предложить достойную альтернативу конкурсным торгам. Вместе с тем, чтобы обеспечить их требуемую эффективность необходимо осуществление ряда мер. К ним, прежде всего, следует отнести централизацию системы закупок, хотя бы по образцу США, где правом приобретать товары, работы и услуги для государственных нужд наделены только НАСА, Пентагон, Агентство по реализации ядерной доктрины США и отвечающее за госзакупки подразделение президентской администрации (General Service Administration). Эта мера позволит консолидировать запросы всех бюджетных организаций и даст возможность проводить унификацию закупаемых товаров, снизить их цены, резко уменьшить потребность в квалифицированных специалистах по процедурам проведения конкурсных торгов, повысить маневренность консолидированных финансовых ресурсов.

Другая, не менее важная мера - широкое внедрение современных информационных технологий в практику конкурсных закупок. Удачным примером электронной системы государственных тендеров является официальная площадка госзакупок Украины Prozorro: tender.uub.com.ua

Необходимо также совершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую закупки ресурсов для государственных нужд. 

Она должна способствовать повышению эффективности закупок. По всей видимости нецелесообразно ежегодное проведение конкурсных торгов по систематически закупаемым товарам. Вполне допустимо проводить их с перерывами в несколько лет при систематическом мониторинге конъюнктуры рынка. Это позволит наладить взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками, снизить расходы на организацию и проведение торгов, а также (что, пожалуй, самое важное) сократить сроки заключения контрактов на закупки, повысить согласованность графиков поставки и оптимизировать запасы закупаемых ресурсов.

Методики проведения конкурсных закупок для государственных и корпоративных нужд безусловно имеют свои особенности. Закупка для госнужд по существу является закупкой, выполняемой конечным потребителем со всей вытекающей отсюда спецификой взаимоотношений и требований покупателя к продавцу и закупаемым товарам, работам, услугам.

Корпоративные структуры, организуя конкурсные закупки в рамках хозяйственной деятельности, нередко "встраивают" процедуры закупок товаров, работ и услуг в логистические цепи поставок и получают при этом дополнительные выгоды.
Создание и эффективное управление интегрированными цепочками поставок - тот инструмент, при помощи которого наиболее успешные во всем мире компании добиваются на рынке прочного, конкурентоспособного положения, как в текущем периоде, так и в обозримой перспективе.

Действительно, в условиях, когда взаимоотношения покупателя и поставщика базируются на концепции антагонистичности экономических интересов и исчерпываются переговорами, касающимися только цены, в первую очередь страдает качество. Согласно М. Кристоферу в этом случае поставщик заинтересован лишь в минимизации своих издержек при обеспечении базовых характеристик товара или услуги. Покупатель же вынужден нести дополнительные затраты для повышения качества товара или услуги.

Чем теснее взаимосвязь и сотрудничество между покупателем и поставщиком, тем выше качественные характеристики продукции, работ и услуг.

Отношения, основанные на долгосрочном взаимодействии и доверии партнеров, способствуют повышению надежности выполнения обязательств, зарегистрированных в договорах, сокращению срывов в графиках работ, снижению уровня запасов, стабилизации ценовой политики, повышению качества товаров, работ и услуг.

Поставщика следует рассматривать как участника производственного процесса предприятия - покупателя, добиваясь непрерывности и "бесшовности" логистического канала снабжения на всем его протяжении.

Преимущества тесного взаимодействия проявляются не только в снижении издержек партнеров. Например, многие компании начинают понимать, что путем вовлечения поставщиков в процесс разработки изделия на ранних этапах проектирования можно получить оригинальные идеи, нередко ведущие к инновационным решениям.

Покупатель при выборе поставщиков необходимых ему ресурсов должен руководствоваться не только критерием лучшего соотношения их цены и качества, но и критерием способности поставщиков к плодотворному взаимодействию.

Сотрудничество участников цепей поставок, а не конфронтация между ними является тем подходом, который дает в мировой практике позитивные результаты в самых разных отраслях - от аэрокосмической промышленности до розничной торговли бакалейными товарами. Существует впечатляющее количество доказательств существования финансовых выгод, которые могут быть получены благодаря интеграции цепей поставок.

 

Рейтинг: 
Голосов пока нет

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2018
 

Опрос

Знаете ли Вы, что такое АТЭС?

Copyright © 2018